Современный танец: как это делают в России

30.01.2014

Бескорыстие и энтузиазм были моторами первых 15 лет стремительного развития современного танца в постперестроечной России, желавшие перемен хореографы и танцовщики находились в поиске нового пластического языка и верили, что созданный ими новый танец сможет повлиять на сознание зрителей и даже на общественную жизнь. Екатерина Васенина, автор книг «Российский современный танец. Диалоги» и «Современный танец постсоветского пространства» рассказывает о лихорадочном пути проб, ошибок и безусловных побед современного танца в России.

Фото: Ольга Макарова. Модели — ученицы школы современного танца Николая Огрызкова

Желание советских, а потом российских танцовщиков и хореографов создавать свой собственный пластический язык довольно долгое время обеспечивалось мастер-классами зарубежных хореографов. Самые талантливые сумели использовать новые знания в создании собственных высказываний. Авторским видением танцевального текста обладал создатель первой частной школы современного танца в России (1992) Николай Огрызков, бывший танцовщик ансамбля Игоря Моисеева, во время гастролей много лет посещавший мастер-классы лучших танцевальных школ мира и оставлявший там большую часть своего гонорара. Его идеей было соединение американского джазового танца и русского танцевального фолька – художественный результат был неизменно высоким и интересным, а почерк его учеников всегда был очень индивидуален. Огрызков полагал, что современный танец – абстрактное искусство и большой труд, а дети интуитивно понимают абстрактное искусство и важно научить их трудиться.

Хореографы Александр Кукин (Санкт-Петербург, компания Саши Кукина) и Геннадий Абрамов (Москва, «Класс экспрессивной пластики») уровнем свободы и красоты импровизаций задали вектор авторского пластического мышления для многих нынешних современных танцовщиков страны. Кукин, проведший несколько лет в США в школе компании Пола Тейлора, пришел к импровизациям, основанным на красоте абстрактной геометрии танцующего. Геннадий Абрамов — философ импровизационного танца и жеста, тонкий знаток русской танцевальной традиции. Его спектакль «Стая» (1996) демонстрировал эффективность метода коллективных импровизаций, сложенных рукой мастера в остроумную и изобретательную на грани возможностей человеческого тела композицию.

В современном танце, чрезвычайно авторском искусстве, не может быть тенденций общего развития идей. Только те, кто способен выплавлять личностные высказывания из накопленного объема знаний вне зависимости от контекста, становятся лучшими, как, например, хореограф екатеринбургского коллектива «Провинциальные танцы» Татьяна Баганова, сумевшая создать мир женского сновидения, кочующий из спектакля в спектакль («Тихая жизнь с селедками», «Полеты во время чаепития», «Кленовый сад», «Спящая красавица», «Сепия») – манящая, ускользающая женственность и в то же время ироничный феминизм всегда составляют ассоциативно-смысловую канву багановских спектаклей.

От эволюции к инволюции

Главной идеей российского современного танца на всем протяжении его развития долгое время была идея технического обучения, а на материале нового знания — личностное пластическое самовыражение. В начале 1990-х годов личность в танце в большой степени связывала себя с социумом, с надеждами на перемены, энергия спектаклей была открытая, обращенная к зрителю, танцовщики стремились к зрелищности и хотели быть понятыми еще на протяжении всех 1990-х годов. Хореографам, почти как Айседоре Дункан, всем сердцем поверившей в идеи Красного Октября, казалось, что если созданный ими танец будет новым, свободным, азартно спорящим с балетными, бальными и фольклорными канонами, то он повлияет на сознание людей, даже на их общественную жизнь.

С началом нулевых, символом которых для глобальной культуры стало падение башен-близнецов, а российский современный танец уже мыслил себя ее частью, процессы эволюции стали сменяться на инволюционные – энергия спектаклей становилась все более герметичной и спрятанной, мотивы спектаклей – обращенными к себе. Ярким примером здесь могут быть все спектакли коллектива «По.В.С.Танцы» — «Почти внутренне свободные танцы», созданного учениками Геннадия Абрамова. Нередко современный танец становится эскапистским убежищем современного художника: «Давайте я буду заниматься непонятным и, по-моему, гениальным, а вы будете меня не понимать.» Такие позиции для многих творцов стали узаконенными.

С конца 2000-х годов техническая подготовка перестала быть смыслообразующим процессом. Главным стал вопрос: «Зачем я умею?» Темы спектаклей, в 1990-х годах еще насыщенные общими смыслами удивления от самой возможности высказываться как угодно, локализовались, уменьшились до ауторефлексии. Хореографов, которым есть что сказать – и в этом случае владение техническим инструментарием второстепенная проблема — не так много. Снова, как и всегда, актуален вопрос личности в искусстве: насколько эта личность и ее видение мира интересны, глубоки, парадоксальны, новы. Проблема высказывания, интересного необширной и уже довольно требовательной аудитории, встала весьма остро.

Хореограф как бармен

Достаточно освоив актуальный контекст, хореографы оказались перед новыми задачами: каждый спектакль требует от них или повторения вчерашнего успеха, или создания нового языка, в котором нужно не отказываться от опыта балета, фолька или уличного танца, а все более умно и изощренно их перемешивать и интерпретировать. У современного зрителя есть, пусть не всегда ясно им самим артикулированная, потребность к телесной осознанности, выраженной художественно и эмпатически воспринятой. Вызовы цивилизации меняют сознание и тело человека. В драматическом театре появляется новая драматургия, новое понимание человека через текст и драматическую манеру игры, в пластическом – есть возможность осознавать изменения в человеке через его движение. Зритель, приходя на танцспектакль и видя «необычные» движения людей, должен понимать, что новый подход к телу транслирует новую информацию о том, как тело может существовать в современном мире.

Екатерина Васенина
автор-составитель книг «Российский современный танец. Диалоги» (М., 2005), «Современный танец постсоветского пространства» (М., 2013), спецкор отдела культуры «Новой газеты», аспирант Государственного института искусствознания.

http://www.dancesport.ru/



Оставить отзыв

Партнеры: