Пуанты

Одним из важных разделов учебного курса классической балетной техники является движение на пуантах, когда танцовщица поддерживает вес своего тела исключительно на кончиках пальцев. Данная техника возникла, как способ сделать танцоров невесомыми и предназначена исключительно для балерин, мужчины — танцоры редко используют такие движения, только если это необходимо для сложной хореографической постановки. К понятию « пуанты» в классической школе относятся все движения, которые выполняются на кончиках пальцев, в том числе и довольно энергичные, что требует от балерины большого мастерства.

Постоянные тренировки, специальная подготовка необходима для развития техники, а для свободного выполнения специальных элементов требуются годы упорного труда. Освоение сложным движениями, непринужденно танцевать, контролируя равновесие и полностью соответствовать плавности музыки и общей линии постановки доступно только балеринам высокого уровня и профессионального мастерства.

Классические школы уделяют большое внимание обучению данной балетной технике, так как она достаточно сложная и требует особого отношения, как со стороны учениц, так и со стороны педагога — наставника. Как правило, учителя учитывают такие факторы как возраст, сила, особенности фигуры и целеустремленность учениц, прежде чем перейти к основательным тренировкам отработки движений на пуанта.

Начальный этап обучения включает в себя постановку пальцев для правильного распределения веса и снятия излишнего напряжения мышц, что может привести к негативным последствиям для здоровья. Максимально вытянутая вниз изогнутая стопа удерживается на кончиках пальцев, которые опираются на поверхность малой площади, это требует очень больших усилий и сосредоточенности. Систематические тренировки для развития мышц и усиления лодыжек обеспечивают правильные движения при изгибе стопы и сохранения равновесия даже в самых сложных позах стоя на кончиках пальцев. Главные правила состоят в том, что стопу следует изгибать так, чтобы подушечка большого пальца оказалась на линии, которая строго перпендикулярна полу, при мысленном продолжении воображаемой линии она параллельна линии ног, как бы деля фигуру балерины строго пополам. Поверхность, на которую опирается стопа, очень мала и удержать равновесие тела чрезвычайно сложно. При этом изгиб подъема стопы должен выглядеть изящно, а все движения наполнены легкость и невесомостью. В случаях необычно высокого подъема или гибкости плюсневого сустава иногда необходимо согнуть пальцы ног, чтобы добиться правильного выравнивания.

Такие навыки приходят с опытом и регулярными тренировками, постепенно наращивая сложность, без соответствующей подготовки нельзя овладеть техникой пуант. Если мышцы недостаточно тренированы, то ученица может растянуть связки, что приведет к необратимым последствиям для дальнейшей балетной карьеры.

Овладение техникой опоры на пальцы начинается с самых простых упражнений у станка, опираясь на него двумя руками. Исполняется echappes по второй и в четвертой позициях, а затем releves в пятой, подробное описание данных упражнений описаны в первом томе, в разделе «Упражнения у станка». Для более продуктивных тренировок балерины носят пуанты, в которых применяется структурное усиление для равномерного распределения нагрузки веса по всей стопе, что несколько снижает нагрузку на пальцы ног.

Классический балетный танец является основой различных стилей хореографии, именно он несет в себе тонкости и умения балетного искусства и позволяет объединить гармонию движения и музыки в единое целое.